Роль музыки в усилении действия художественных средств огромна. Зритель приходит на спектакль и его встречают звуки — нередко еще до того, как поднимется занавес. Даже если человек пресыщен музыкой и регулярно пользуется сервисами,
вроде , сочетание звукового сопровождения с визуальным представлением завораживает и готовит к восприятию произведения, которое будет идти на сцене. Известный прием, которым пользуются многие режиссеры для концентрации внимания зрителя, состоит в том, что одновременно с титрами в начале фильма показывают картины природы. Параллельно обычно звучит приятная музыка. Все вместе обеспечивает зрителю легкую степень трансового состояния, он вовлекается в восприятие истории, которую ему расскажут с экрана.
Театр и музыка
Спектакль — музыкально-пластическая форма, ритм и темп имеют в нем огромное значение. При смене действия или сюжетных поворотах именно звуковое сопровождение расставляет акценты, привлекает внимание к тем или иным словам актеров, усиливает впечатление от эмоционального воздействия той или иной сцены. Особенно важна музыка в детских спектаклях и постановках — в сказках образы персонажей становятся более выпуклыми и многогранными с помощью музыкальных акцентов. Нередко важность этого подчеркивает автор, оставляя ремарки в тексте. Они помогают подбирать нужный музыкальный материал к образам героев, месту и времени действия. Любой меломан подтвердит, что любимые произведения кажутся ему созвучными собственной жизни: скачивая с сайтов с тегами музыкальные треки, он стремится наполнить жизнь звуками, которые усилят его переживания. В печали музыка помогает сохранить присутствие духа, а в радостные моменты — усилить эмоции и разделить их с близкими. Переживание перипетий, происходящих с героями пьесы, тоже должно быть подчеркнуто и обыграно с помощью аранжировки.
Музыка может либо повторять происходящее на сцене и разнообразить впечатления зрителя, либо раскрывать суть отдельных сцен и лучше характеризовать действующих лиц. Для того, чтобы спектакль был объединен общей темой, похожие мотивы звучат в антракте, финале и увертюре.